27.10.2017 нашей Общественно активной школой «Союз единомышленников» была проведена Переговорная площадка по жестокому обращению с детьми. У нас уже есть подобный опыт: в прошлом учебном году мы провели подобные Переговорные площадки по жестокому обращению: в школе (с участием учеников, учителей, родителей, и инспектора ОДН), в библиотеке (с участием детей из школы № 4 и школы слабослышащих, педагогов двух школ и социальных партнеров: поселковой библиотеки).
После Площадок для посетителей стоматологической поликлиники, детской городской больницы, детского сада № 1, шадринских магазинов, почты и жителей Шадринки была проведена акция «Синяя лента». Мы поделились методическими разработками с педколлективом наших соседей: школы слабослышащих, где также была проведена такая площадка, и аудитория охваченных акцией «Синяя лента» значительно расширилась.
В октябре проходит месячник безопасности, и мы только что провели большую сборную площадку с участием всех субъектов образовательных отношений, соц.партнеров и привлечением специалистов различных структур. Во время работы площадки выяснилось, что обсуждаемый спектр рисков не достаточен для обозначения опасности для ребенка: кроме общественных угроз безопасности, детям могут угрожать факторы личного общения, например, жестокое обращение.
Нам хотелось привлечь к этой проблеме внимание наиболее уязвимых групп детей и заинтересованных взрослых, поэтому, после зондирования в ходе аналитического этапа, была обозначена категория детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В сентябре в поселковой библиотеке прошла совместная с Детским домом «Гармония» встреча, где ребята все вместе создали символический Дом дружбы. И вот теперь настало время реальных дел нашей дружбы. Место встречи – то же: старинное здание шадринской библиотеки.
В качестве переговорщиков были приглашены:
1. дети, которые:
2. взрослые, которые:
Вначале все участники распределились по группам и просмотрели рисованный мультфильм, где за две минуты через детские рисунки была обозначена проблема жестокого отношения к детям. Затем все участники разделились на 1,2,3,4 и образовали смешанные группы, которые после обсуждения обозначили проблемы, приводящие к возможному жестокому обращению с детьми.
Анимация растущего дерева с созревающими яблоками позволила обозначить проблемный вопрос: если провести аналогию жизни ребенка с деревом, вырастающим из семечки при расцвете формирующим плоды, то что ассоциируется с яблоками? Кончено, мечты. А какие мечты помогают расти, крепнуть и расцветать? Дети вместе со взрослыми обсуждали и называли: хорошо закончить школу, никогда не разочаровываться в друзьях и близких людях, найти дом, обрести настоящую семью, чтобы никто никогда не унижал и не обижать других.
Следующий шаг Площадки – тренинг «А что, если?..»: по желанию участник агитбригады ОАШ - ученик школы 4 садился на стул в центре, а любой желающий стоя предъявлял претензии и обвинял его. Вначале ребенок пытался оправдаться, а затем все более сжимался, «закрывался» и уходил в себя.
На вопрос, что ты испытывал? – отвечал, что очень неприятные ощущения, хотелось убежать, а в конце вообще ничего не воспринимал. Опыт повторили со взрослыми в роли ребенка, и все присутствующие поняли, какую душевную боль они причиняют детям.
Видео ролик «Растворение мечты» подытожил полученный в результате тренинга опыт, у Дерева проблем выросли «корни зла», которые называли группы, а на дереве с каждым видом жестокости исчезало одно яблоко. В результате того, что ведет ребенка вперед – яблок-мечтаний осталось совсем немного, и мотивации к успешному будущему стали угасать.
Как же возродить наше дерево? Что сделать, чем помочь? Результаты оживленного и заинтересованного обсуждения группы записывали на листьях, которые прикрепляли к дереву и называли вслух. Доверие, взаимоуважение, умение понимать друг друга, помощь друзей, защита взрослых, отношение к ребенку как к личности – это основные решения проблемы жестокого обращения с детьми, выработанные переговорщиками.
Вместе с каждым листком исчезало одно «зло» и возвращалось «яблоко». И, наконец, Дерево решений зазеленело, а все переговорщики воспрянули духом.
Затем все дети встали в Круг единства, где каждый был связан с соседями через оранжевый шарф – отличительный признак участников Общественно активной школы «Союз единомышленников». По очереди каждый стоящий в Кругу вслух говорил доброе пожелание всем, таким образом, все зарядились позитивом.
Когда все переговорщики осознали, что полученных и прожитых во время Переговорной площадки знаний и опыта столько, что хочется поделиться ими с другими, было решено:
В заключении взрослые и дети сделали совместное фото на память и отправились на акцию «Синяя лента».