Но я, как педагог, знаю и другое про этот возраст. Пятиклашки, они немного пугливые, но интересные, пытливые, активные, готовые пробовать себя в новых ролях, даже в качестве старших друзей для дошколят и ребят начальных классов. А это важно, чтобы стать самостоятельными и ответственными.
С пониманием важности взросления и социализации моих пятиклассников и строилась воспитательная система класса «СО-дружество». Задача стояла передо мною сложная: воспитание классного коллектива как СО-общества, которое строит межличностные отношения на основе СО-дружества, СО-участия, СО-трудничества, СО- управления, Со- творчества равных.
Можно сказать, нам изначально повезло. Наша школа много лет действует как ОАШ (общественно активная школа), потому и направления моей воспитательной системы основываются на принципах её работы и системно – ролевой воспитательной концепции школы: я – сфера, я и коллектив, я и семья, я и общество, я и мир.
Система реализации в классах школьного самоуправления ШАНС (школьная ассоциация нового самоуправления) ВМЕСТЕ, действующая в нашей ОАШ, позволила нам с ребятами сразу включиться в общешкольные проекты БУМЕРАНГ, образовательные события ДЕЛО и КЛАСС.
Сначала были классные КТД и проекты, затем общешкольные дела и, впервые для пятиклассников, участие в масштабных социальных проектах и Переговорных площадках. А потом зародилась идея нашего первого проекта – праздника для дошкольников и первоклассников «1 марта – День кошек». И «первый блин не оказался комом». Это то событие, которое мы с повзрослевшими ребятами часто вспоминаем спустя четыре года.
В подготовке проекта приняли участие все ребята нашего класса. Нам нужно было осуществить:
ü Распределение ролей и ответственных за каждый этап праздника;
ü Подбор игр и конкурсов, видео;
ü Подготовку костюмов для котят;
ü Создание сценария праздника;
ü Распечатку раскраски – антистресс;
ü Подготовку кабинета к празднику.
Главное в празднике - интрига, и мы её придумали. Когда гости расселись, в дверях появилась девочка, которая читала и разыгрывала стихотворение о том, что она очень хочет, чтобы в её семье появился котенок. Девочка позвала: «Кыс – кыс», и вбежали три котенка: Таня, Алёна и Даша, которые стали помощниками во всех затеях праздника. А их было немало.
Детям интересно, если всё, о чём они слышат или что они делают, приближено к их привычному миру, то есть актуально. Поэтому разговор пошёл о наших братьях меньших, о кошках.
ü В какой стране кошка была священным животным?
ü Какие родственники есть у кошки?
ü Какие приметы связаны с кошкой?
ü В каких сказках герои коты или кошки?
ü Какие породы кошек вы знаете?
ü Какая от кошки польза людям?
ü Что означает кошачье мурлыканье?
ü Когда у кошки шерсть дыбом и "горбатая" спинка и зачем кошка так делает?
ü Что означает выражение "как кот наплакал"?
ü Что означает выражение "живут как кошка с собакой"?
ü Какие песни есть про кошек?
Песен вспомнилось немного, но одну мы всё - таки спели. Песню - караоке «Про чёрного кота», на удивление, знали и пели с удовольствием все малыши и мы в том числе. Дети не могут сидеть на месте. Многие вставали и начинали подтанцовывать и петь одновременно. Мы не стали их ограничивать, а присоединились сами. От чего получили заряд веселья на весь день.
В качестве физминутки мы взяли мультик для малышей - детскую добрую развивающую песенку «Идёт по дорожке рыжая кошка», движения к которой придумали сами.
Потом был конкурс «Угадай мЯлодию" - все участники по очереди пропевали детские песенки не словами, а на мяу-мяу. Смеху было!
Мы все вместе отгадывали загадки - складки про кошку, кошачьи усы, клубок ниток, мышку, колбаску и ещё что - то там.
Но самое главное, мы все вместе: и гости, и мои ребята занялись творчеством, ведь для малышей особенно важен деятельностный подход в любом деле. Каждый приглашённый на наш праздник получил картинку – антистресс (мордочку кошки), которую предварительно вырезали, как маску, её предстояло раскрасить на свой вкус. Каких кошечек и котов мы только ни увидели! Каждому питомцу было дано имя. Дети этому радовались особенно, ведь не всем ребятишкам родители разрешают завести в доме кота или кошечку.
Час пролетел незаметно.А в конце праздника состоялся флешмоб «Мы вместе!» и сделано общее фото на память. При этом лицо дети закрыли масками – мордочками кошек и котов. Это было очень забавно!
За четыре года жизни вместе было много дел и событий, которые нас объединили: «День игры и творчества»для детсадовцев, квест – игра для ребят начальных классов «Я талантлив», игра для всей школьной братии «Весна идёт – весне дорогу», школьные и классные Переговорные площадки с участием родителей, общественных деятелей, выпускников школы, местных жителей, социальных партнеров, ежегодное участие в проведении Дня рекордов школы и ещё, ещё, ещё… Так постепенно мы учились что - то организовывать и проводить не только внутри класса, для себя, но и для других.
В 7 классе мы доросли до тьюторов на Переговорных площадках, несколько самых искренне добрых и активных ребят вошли в группу волонтеров школы. В 8 классе мы стали участниками городской волонтерской группы.
СтреССов, конечно, и по сей день хватает. Ведь мы разные, ситуации бывают не простые. Ребята взрослеют. Впереди государственные экзамены. Впереди расставания после 9 класса. Но у нас есть ещё время быть ВМЕСТЕ.
Было СС - стало СО. Был СтреСС - стало СОдружество. И я этому рада!»